;

пятница, 21 сентября 2012 г.

Воздвижение Креста Господня


Один из двенадцати главных празднинов христиансной Церкви (двунадесятый) - Воздвижеиие Честного и Животворящего Креста Господня - orмечается 27 сентября по новому стилю, В народе он получил названия Воздвижение, Сдвижение, Ставровый день, и, нонечно же, есть старинные обычаи и поверья, связанные с зтим днем.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня установлен в память о двух значимых для христианской веры событиях: Обретении Креста Господня равноапостольной царицей Еленой Константинопольской в IV веке и избавлении в тот же день, но три столетия спустя святыни из персидского плена. Изначально крест был воздвигнут для всеобщего поклонения на возвышенном месте, а в VII веке - в иерусалимском храме Воскресения Господня после завершения его строительства, начатого Еленой, одно из народных названий Воздвижения - Ставровый день (от греч  "ставр" - "крест").

Крестьяне поклонялись кресту как символу спасения символу Бога и вечной жизни. Он считался надежной защитой от лукавого, нечисти и колдовства ."Ангелов слава и демонов язва" - так свидетельствовала Церковь о Животворящем Кресте Господнем.

На Воздвижение деревенские жители, чтобы защитить свое хозяйство от нечистой силы, зависти, сглаза и порчи, рисовали углями кресты на дверях, окнах, потолках жилищ, амбаров и хлевов. Деревянные или сплетенные из веточек рябины кресты хозяева подкладывали домашнему скоту. Повсеместно вокруг поселений и полей тянулись возглавляемые батюшками вереницы крестных ходов, чтобы на целый год оградить жителей и их земельные угодья от бедствий и невзгод.

Всех болящих старались на Воздвижение приложить к кресту. Согласно библейскому сказанию, с помощью Животворящего Креста Господня была исцелена тяжелобольная женщина и воскрешен умерший. В народе говорили : "На Воздвижение Животворящий Крест Господень и мертвого поднимет!"

По давней традиции, в Ставровый день зажиточные поселяне воздвигали кресты на дорогах, перекрестках, берегах водоемов, въездах в деревни. Считалось, что если человек молится перед таким крестом, то молится и за того, кто его установил.

Девушки и парни отправлялись на луга в поисках последних осенних цветов. Из них плели венки и на праздник украшали ими кресты. Затем цветки из воздвиженских венков хранили дома как святыню. День Воздвижения Креста Господня было принято проводить в строгом посте в память о крестных страданиях Спасителя. "Кто в Воздвижение постится, тому семь грехов простится, кто не чтит Воздвижения, на того семь грехов воздвигнутся", - так считали в народе.

Созвучно с названием праздника многие народные приметы и обычаи Воздвижения связывались с поднятием, установкой и движением, как в быту, так и в природе. Говорили: "Воздвижение - последняя копна с поля двинулась", "Воздвижение задвинет зипун, подвинет шубу", "На Воздвижение птица в отлет двинулась". В народе Воздвижение так и называли - Сдвижение.

К Воздвижению старались закончить строительство обетных, то есть заложенных по обещанию, храмов и часовен - воздвигнуть над ними крест. Рассказывали, как один богатый и азартный горожанин накануне праздника пообещал, что если выиграет в карты, построит храм. И выиграл! По сей день красуется на берегу Оки церковь с рельефными изображениями карточных мастей на стенах.

"На Воздвижение осень зиме на встречу двигает", - примечал народ. Вот и верили крестьяне, что 27 сентября перед стужей собираются на лужайках лешие - хозяева лесов - и всех подвластных им лесных зверей на смотрины зазывают. В это сборище могли попасть и домашние животные, забытые ночью на Воздвижение в поле.

Воздвижение - большой праздник для леших. Они играют и проигрывают друг другу диких животных. Именно с этим связывали деревенские жители исчезновение некоторых местных видов зверей и птиц. А домашний скот на этом лесном празднике съедали медведи и волки. Крестьяне, чтобы не мешать лешим, на Воздвижение стараются в лесу не показываться.

Сказывали: одному пытливому крестьянину удалось найти лужайку, где проходило сборище: она вся была изрыта и исцарапана звериными когтями. Чтобы задобрить лешего, 27 сентября крестьяне приносили на опушку леса пиво. Отгуляв праздник, лешие уходили в долгую спячку под землю.

Отдыхал на Воздвижение и овинник - хозяин овинов, амбаров и сараев. Он представлялся крестьянам в виде невысокого мохнатого и рогатого человека . Его, как и лешего, старались задобрить, угощали кашей и пирогами. На ночь крестьяне крепко запирали все двери, чтобы в них случайно не за ползли гады - змеи, уходящие на Воздвижение под землю, к змеиной матери.

В некоторых местностях верили, что там они играют свадьбы. Народная молва гласила, что на Воздвижение воздвигаются друг на друга две силы: правда и кривда, свято и не свято, честь и нечисть. Темная сторона начинает побеждать. Но вдруг из недр земных воздвигается крест, и светлая сила одерживает победу.

К Воздвижению поспевает капуста . В деревнях к этому дню начиналась ее заготовка на зиму - рубка. Говорили: "На Воздвижение первая барыня - капуста". Вечер Воздвижения открывал череду веселых посиделок - капустников, капустных вечерок. Длились они порой две недели. Нарядившись в самые лучшие платья, девушки ходили из дома в дом рубить капусту. По окончании рубки их ожидала веселая гулянка, на которой парни высматривали себе невест.

Традиционным угощением на капустниках были свежий, собранный после медового Спаса мед, пиво и горячие пироги с капустой. Нередко капустники заканчивались сыгранными на Покров свадьбами. Ходили рубить капусту по деревне и женщины более старшего возраста, соседка к соседке: себя показать да новости деревенские послушать. Люди говорили: "И плохая баба о Воздвижение - капустница!".

Воздвижение называли на Руси предвестником зимы. Совсем скоро она начнет вступать в свои права. Заканчиваются последние полевые работы. Впереди - пора отдыха и веселые, шумные Покровские свадьбы.
-->