;

пятница, 10 августа 2012 г.

Спасы - Медовый да Яблочный


На вторую половину августа приходится три светлых праздника, посвященных Всемилостивому Спасу - Иисусу Христу. С давних времен он именуется в народе Спасами. 14 августа - Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, или Медовый Спас, 19 августа - Преображение Господне, Яблочный Спас, 29 августа - Перенесение Нерукотворного образа Спасителя, Хлебный Спас. Каждый из праздников отличается  своими старинными традициями, во многом отражающими народные названия.

Первый Спас - Медовый
14 августа по церковному календарю - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник установлен в честь выноса в Константинополе святого креста для поклонения и излечения народа от болезней. На Руси же к нему, по велению князя Андрея Боголюбского, присоединилось празднество памяти Всемилостивого Спаса Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы в честь двух чудесных одновременных побед 1 (14) августа 1164 г. русских войск над камскими булгарами и греческих под командованием императора Мануила - над сарацинами. А крестьяне светлый праздник иначе называли первым Спасом, Медовым.

К этому дню пчеловоды впервые заламывали соты с медом. Для благословения свежее лакомство непременно несли в храм. Пасечники, верили, что если его утаить от церкви, то Господь накажет - погибнут все пчелы. А выбрать качественный мед вам помогут наши советы.

Часть освященного меда оставляли священнослужителям, угощали бедных, а оставшуюся - хранили в избе поближе к домашнему иконостасу, употребляя при телесных и духовных немощах. С Медового Спаса разрешалось употреблять в пищу весь мед нового сбора. Хозяйки выставляли на стол пироги и пряники с медом, медовый квас, горячий ароматный сбитень.

А вечером веселая ребятня обегала дворы пчеловодов и, желая им благополучия, выпрашивала свою долю медка. Молодежь в зтот день водила хороводы, во время которых девушки осыпали маком и щекотали приглянувшихся парней.

В народе первый Спас еще называли Мокрым, Спасом на воде, так как в зтот день устраивались крестные ходы на воду в память о крещении киевлян святым князем Владимиром. Поселяне купались в освященных водоемах, как и на Крещение, для снятия хвори, грехов и сглаза, запасались водицей из освященных колодцев и источников.

В некоторых местностях Первый Спас еще называли Гороховым. К этому дню поспевал горох, и женщины в нарядных платьях с песнями и хороводами выходили на поля его защипывать. Здесь же, собирая горох, резвилась и детвора. Знахари и сведущие крестьяне на Медовый Спас начинали заготовку ценных лекарственных ягод - лесной малины и черемухи.

Второй Спас - Яблочный

На Преображение Господне, 19 августа, праздновался Второй Спас - Яблочный. По библейскому сказанию, в зтот день на высокой горе Фавор Спаситель явил своим ученикам славу Своего Божества, предсказал Свою гибель на кресте во искупление грехов людских и Свое воскрешение по третьему дню. Чудесным образом преобразившись, Он предстал пред последователями в ослепительно ярком сиянии и белых как свет одеждах. Спасителя осенило светлое облако, из которого раздался Божий глас: "Се есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его и слушайте."

К Преображению в крестьянских хозяйствах поспевали "плоды земные" - летние фрукты и овощи. Еще со времен зарождения христианства было принято с благодарностью преподносить первый урожай Богу, просить благословения на его вкушение. Следуя этому правилу, несли русские крестьяне на освящение в храм "начатки" - только что поспевшие фрукты и овощи. Больше всего, как правило, выставлялось яблок - своеобразного символа преображения, созревания души и тела человека. Так и стало Преображение Господне называться в народе Яблочным Спасом, Спасо-Преображением.

А в честь событий на горе Фавор, Яблочный Спас на Руси иногда называли Спасом на горе. Есть плоды нового урожая до Яблочного Спаса, без благословения, среди крестьян считалось большим грехом. Еще народ верил, что умерших детей, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, на том свете угощают яблоками. Грехом было на Яблочный Спас не угостить спелым яблочком бедных и больных. Говорили: "На Второй Спас и нищий яблочко съест."

На Яблочный Спас по всем домам пеклись яблочные пироги, готовились блюда из овощей, варилась или запекалась рыба, подавался яблочный квас. Разрешалось на этот праздник и вино. Но начинали трапезу непремен но с яблока. А молодежь, откусывая первый освященный плод, загадывала желание, искренне веря в его исполнение.

На Яблочный Спас было принято освящать фруктовые сады. В большие хозяйства после праздничной службы приглашали батюшку. Под дерево ставилась икона "Преображение", перед ней читался благодарственный молебен, после которого можно было приступать к сбору урожая.

Название праздника "Преображение" осмысливалось крестьянами и как преображение их садов, огородов - появление долгожданных плодов после годового труда.

Преображалась, по народным наблюдениям, и природа. Говорили: "Со Спасо-Преображения погода преображается." Становилось заметно холоднее, уменьшался день, улетали перелетные птицы,. начинала менять цвет листва. Яблочный Спас считался проводами лета. В зтот день начинали праздновать осенины. Молодежь вечером выходила на край деревни, с песнями и хороводами встречала закат солнца. В их словах-обращениях к светилу звучала просьба подождать немного, не уходить, еще порадовать теплом и хорошей погодой для только начавшегося сбора урожая, предстоящих пахоты и сеяния озимых.

Любил русский народ Спасы! Недаром даже в советские времена во многих местностях в середине августа устраивались праздники урожая - выста вки достижений овощеводства и садоводства. проходили медовые ярмарки.

Очень придутся по вкусу вашим близким румяные оладушки, щедро политые свежим медом. А рецепт оладушек на кефире с фото вы найдете на сайте  Еда Ням. Используя этот рецепт в качестве основы, вы сможете также приготовить ароматные оладушки с яблоками.