;

вторник, 3 апреля 2012 г.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 2017: история, традиции, обряды


Этот празднии христиане отмечают ровно за неделю до Пасхи. В святцах он официально именуется Вход Господень в Иерусалим, но в народе eго чаще всего называют Вербным воскресеньем. Этот праздник отмечают ровно за семь дней до Светлой Пасхи. Вся неделя между Пасхой и Вербным воскресеньем издавна именуется Страстной. Вербное воскресенье в 2016 году - 9 апреля.

Согласно христианским преданиям, в городе Вифании, что недалеко от Иерусалима, жил простой ремесленник Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. Их дом как-то раз посетил Иисус Христос, которому это семейство понравилось за трудолюбие и благочестие. Однажды, когда Спаситель был далеко от Вифании. Лазарь серьезно заболел. Марфа и Мария послали Иисусу срочное известие о болезни брата и просили помощи. Однако гонец нашел Иисуса слишком поздно - Лазарь к тому времени уже скончался. Тем не менее Христос пришел в Вифанию и утешил Марфу и Марию, сказав им, что он воскресит их брата.

Спаситель с апостолами и толпой любопытных направилнсь к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Христос велел отвалить камень, закрывающий вход в пещеру, подошел к покойнику, умершему три дня назад, сотворил молитву и громко сказал: "Лазарь, встань и иди вон!" Тот очнулся, встал и вышел из пещеры. Среди толпы было множество людей, которые три дня назад своими глазами видели Лазаря мертвым, а он вдруг оказался живым и здоровым! Это было великое чудо, которое сразу же укрепило веру во всемогущество Сына Божьего.

 Современная наука объясняет чудо с воскрешением Лазаря довольно просто: по мнению ученых, он заснул летаргическим сном, и разбудить его удалось лишь целителю и экстрасенсу, каковым, без сомнения, и был Иисус Христос. Подобные случаи известны в истории, но они происходят редко - не чаще, чем на свет появляются люди, обладающие истинным даром целительства.

Далее Евангелие повествует, что на другой день после воскрешения Лазаря Иисус Христос верхом на осле направился в Иерусалим. К тому времени слава о великом целителе разнеслась по всей Палестине, и у входа в град Сына Божьего встречало огромное количество народа. Большинство горожан держали в руках пальмовые ветви, потому что именно так, согласно обычаям того времени, положено было приветствовать великих людей. Согласно Евангелию, именно таким образом и зародился этот праздник.

Но почем у на Руси праздник Входа Господня в Иерусалим именуется Вербным воскресеньем? Конечно же, по той простой причине, что в нашей стране пальмы не растут. Вот потому-то листья этого растения с благословения священников еще много столетий назад заменили веточками вербы, унизанными пушистыми распускающимися почками. Такой выбор понятен: ведь именно верба первой из деревьев начинает цвести весной, символизируя тем самым возрождение всей природы после зимней спячки.

Согласно традициям русской православной церкви, во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся приветствуют Спасителя как победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажженные свечи. На утрене читается особая молитва на благословение "ваий" (то есть пальмовых ветвей). После этого веточки вербы окропляются святой водой.

В допетровское время в этот праздник совершалось так называемое "шествие на осляти" - обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы в храме Василия Блаженного с Красной площади на Соборную площадь проходила специальная процессия, изображавшая события отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь.

В ряде русских городов также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. Лишь в 1697году этот обряд был официально упразднен.

Всесильная верба

Яркой приметой Crpaстной недели считались вербные базары. Особенно их любили дети за богатейший выбор игрушек, книг, сластей. Там же покупалась связанная пучками верба. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался - "вербный херувим".

В России вербу вот уже сотни лет считают чудодейственным, целебным растением. Простой народ освященным вербам всегда приписывал особую очистительную силу, спасающую домашний скот от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и духов. Также пушистые вербные почки охраняют дом от пожара, крестьянское хозяйство - от разорения, а посевы - от градобития и нашествия вредителей.

Еще издавна примечено, что вода, в которой стояла ветка вербы, долго сохраняется свежей.

Об особом почитании этого растения свидетельствуют различного рода "вербные" обряды, сохранившиеся кое-где в России, Украине и Беларуси. Например, в Костромской области по сей день есть традиция выпекать баранки к Вербному воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать домашнему скоту, чтобы предохранить его от болезней. Крестьяне обмакивают хранившyюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

У православных христиан есть обычай хранить освященные вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует обычай класть освященные вербы в руки умерших в знак того, что они победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освященными ветвями.

В Вербное воскресенье облегчался пост, разрешалось есть рыбу и растительное масло. Вербе и ее сережкам испокон веков приписывалась целебная сила. Так , например, в старину на Руси больные съедали по девять вербных сережек в качестве лекарства от лихорадки. Знахари советовали бесплодным женщинам yпотреблять в пищу почки освященной вербы, а также клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Вербные сережки также запекали в хлебе, а в некоторых селениях делали печенье в форме вербных почек. Во времена, давно забытые, в этот день также варили и ели кашу с вербными сережками.

Еще страдающих "грудными и животными хворями" лечили тем, что постукивали по больному месту ветками вербы и строго произносили: "Хворь - в лес, а здоровье - в кocти!"

И действительно, многим такое лечение помогало - порой даже старики, покряхтев и погревшись после этой процедуры на весеннем солнышке, чувствовали "в животных скорбях облегчение".

В народе также верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - загасить пожар. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек с освященными веточками вербы. Считалось, что это средство если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, выгонит из него природную робость.