;

четверг, 12 апреля 2012 г.

Пасхальные приметы, обычаи и суеверия


У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, ведрышко, 
Выгляни в окошечко! 
Солнышко, покатись, 
Красное, нарядись!

МОРОЗ ИЛИ ГРОМ НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ ПРЕДВЕЩАЮТ ХОРОШИЙ УРОЖАЙ ЛЬНА (Тамбовская губ.).

КАК ДОЖДЬ ИЛИ ПОГОДЫ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ, ДАК ВЕСНА ДОЖДЛИВА БУДЕТ (Пинежье)

 КТО НА ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ ЧТО-ЛИБО РАЗОБЬЕТ-УМРЕТ В ТОТ ГОД

Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскрешение Иисуса Христа.

«По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным», - писал С. В. Максимов на основе многочисленных наблюдений и сведений.

В то же время находятся смелые люди и озорники, которым все нипочем. Они утверждают, например, что если поцеловать замок у церкви на Пасху, обязательно увидишь ведьму; а если выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и «покатить яйцо вдоль по дороге - тогда черти непременно должны будут выскочить и проплясать трепака»; в пасхальное воскресенье можно даже узнать, кто в деревне является ведьмой и сколько их: для этого взять заговоренный творог, встать с ним «у церковных дверей и держаться за дверную скобу - ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой».

На Пасху «старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши», чтобы встретить солнце.

Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!»; «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!»

Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый; если во щи упадет таракан или муха - к свиданию, губа чешется - к поцелуям; бровь станет чесаться - кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой, и т. п. У каждого своя корысть, и поскольку Пасха - величайший христианский праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека, желания произносятся прямо на заутрени. О просьбах девушек мы уже сказали.

Используют этот момент и охотники, которые специально являются в церковь с ружьями, и как только в первый раз запоют «Христос Воскресе», они стреляют в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года. Воры «употребляют все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви, и при этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Тогда смело воруй целый год, и никто тебя не поймает».

Свои правила поведения и способы получения выгоды от пасхальной службы выработали картежники. Когда в первый раз запоют «Христос Воскресе», надо иметь в руках виннового (пикового) туза и вместо «воистину воскрес» сказать попу «винновый туз есть» - «тогда с этим тузом можно сделаться настоящим невидимкой и все доставать»,- рассказывали в Тюменском крае. Неплохо также, отправляясь в церковь, слушать пасхальную заутреню, взять с собой колоду карт и, как только священник произнесет: «Христос Воскресе», сказать: «Карты здеся». На второе провозглашение «Христос Воскресе» картежник должен ответить: «Хлюст здеся», а в третий раз - «Тузы здеся». «Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается».
Существует и такая примета: если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток - к пожару, на запад - к несчастью.

Как веянии большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись заранее специальные желобки я выбирались опытными игроками яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.

Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т. п.) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели. Из разных местностей собиратели конца XIX - начала ХХв. сообщали о чрезвычайной популярности качелей на Пасху.

«...на качелях катаются решительно все», возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи: одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями».

На святой неделюшке 
Повесили качелюшки. 
 Сначала покачаешься, 
 Потом и повенчаешься.


На горе стоят качели, 
 Пойду покачаюся. 
 Нынче лето отгуляно, 
 Зимой повенчаюся.


Скоро Пасха придет, 
 Кто нас покачает? 
 Как у ноненших ребят 
 Веревок не бывает!

С Пасхи гуляний молодежей переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы. На середину лужка «выходит молодец - запевало и с помощью других начинает песню:

При компаньи мало стало, 
 Веселиться не с кем стало! 
 Ой, братцы, мало нас. 
 Ой, дружки, немножко! 
 Ты, Феденька, поди к нам. 
 Ехремыч, приступись! 
 Ой, братцы, мало нас, 
 Ой, дружки, немножко!  

и т. д. до тех пор, пока не пригласит всех присутствующих молодцев. Затем таким же образом вызывают девиц. После этого, взявшись за руки, образуют круг, который движется то в ту, то в другую сторону и поют:

У Казани у реки озеро воды. 
 Молодец коня поил, коня воронова. 
 Коль водицу конь не пьет, 
 Молодца горе берет. 
 В карман ручки он сует, 
 С рублик денег достает. 
 С рублик денег достает, 
 Красным девкам подает. 
 Одна девушка смела 
К молодчику подошла, 
 С парня рубличек взяла, 
 В караван гулять пошла. 
 В караване на лужке 
 Целоваться всем в кружке.
После этих слов играющие целуются» (Алтайский край).

В русских западных губерниях на Пасху совершался еще один обход дворов, напоминающий святочное колядование (нередко он ч назывался «зеленые святки»). Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он группой мужчин - волочебников:

Ну-те, братцы-товарищи! 
 Собирайтесь до кучечки! 
 Пройдемте в тое село, 
 Поздравим их с праздником, 
 Их с праздником, с Христовым днем, 
 С Христовым днем, красным яйцом! 
 В том селе лежит брусья, 
 Лежит брусья тесовая, 
 Тесовая, дубовая. 
 На том брусьи сидят мужи, 
 Сидят мужи, мужи честные,

Рядят раду, раду добрую: 
 «Ну-те, братцы-товарищи! 
 Дожидаемся мы двух праздников, 
 Двух праздников веселеньких: 
 Первый праздник - свет Егорий, 
 Другой праздник - свет Никола, 
 Свет Егорий с шелковой травой, 
 Свет Никола с засевочком, 
 С засевочком с овсяненьким».


«Ну те, братцы-товарищи! 
 Собирайтесь до кучечки! 
 Будем радить раду добрую: 
 Кому у нас, братцы, запахивать, 
 Запахивать и засевать?» - 
 «Запахивать пану Ивану, 
 Засевать его брату!»

И не шум шумит, и не гром гремит,
- Христос воскрес на весь свет! 
 Идут-бредут волочебнички, 
 Это не волочебнички - разбойнички. 
 «Хозяинушка ты наш батюшка! 
 Ай спишь ты лежишь, али так лежишь? 
 Подари ты нас, волочебников! 
 Наши дары не велики, малы 
- Пару яиц да и рюмку вина, 
 Рюмку вина да кусок пирога! 
 Не хочешь дарить - пойдем ты с нам, 
 Кий волочить, людей смешить! 
 Хозяинушка наш батюшка! 
 Что у твоем дворе случилося? 
 Зажги огонь, сходи ты на двор. 
 На твоем дворе три радости: 
 Перва радость - коровка телилася, 
 Друга радость - овечка ягнилася, 
 Третья радость - кобыла жеребилася. 
 Корова телила телочку, 
 Овечка ягнила ярочку, 
 Все ярочки по парочке, 
 Твоим дочкам на приданочки. 
 Кобыла жеребила коника, 
 Коника все вороника! 
 Сходи в гумно, там три праздника: 
 Первый праздник - Христов день, 
 Второй праздник - Егоров день, 
 А третий праздник - Илья-пророк. 
 Он межи сжинал, стоги ставил». 
 Христос воскрес на весь свет!

Волочебникам выносят яиц, сала, денег, пирогов, молока и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:

Кто не даст нам яйца - околеет овца, 
Не даст сала кусок - околеет телок,
Нам не дали сала - коровушка пала.

На Пасху нередко посещали кладбища - ходили христосоваться с покойниками. На могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.