;

четверг, 12 апреля 2012 г.

АРТОС и ПАСХАЛЬНЫЙ КУЛИЧ

Картинка 37 из 4804


Одним из пасхальных обычаев является освящение куличей, которые являются церковно-обрядовой пищей. Кулич представляет собой род артоса на нижней ступени его освящения. Здесь же возникает вполне резонный вопрос о происхождении пасхального кулича. Также хочется узнать, почему на праздник Святой Пасхи непременным угощением являются именно куличи?
Самый главный день причащения - день самого праздника Пасхи. Но исходя из того, что многие православные христиане имеют традицию принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста, в Светлый день Воскресения Христова причащаются лишь немногие. Таким образом, после литургии священники благословляют и освящают в храме особенные приношения присутствующих людей, которые называются пасхами и куличами. Это делается для того, чтобы вкушение их напоминало людям о причащении истинной Пасхи Христовой. Этот ритуал символизирует объединение всех, кто верует во Иисуса Христа.

«Употребление освященных пасох и куличей в дни Светлой седмицы у православных христиан можно сравнить с вкушением ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно» (Исх. 12: 3-4). Также по окончанию благословения и освящения христианских пасох и куличей верующие в первый день святого праздника, вернувшись из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак праздничного единения всей семьей начинают и телесное подкрепление, то есть прекращают говение. Верующие едят освященные куличи и пасху, употребляя их на протяжении всей Светлой седмицы.

В переводе с греческого слово «артос» означает «квасной хлеб», то есть это хлеб общий для всех членов церкви, или, другими словами, просфора всецелая. На протяжении всей пасхальной недели артос занимает в церквях видное место. Он находится рядом с иконой Воскресения Господня, и при завершении пaсхальных торжеств его раздают всем верующим.

Обряд употребления артоса берет начало от истоков зарождения христианской веры. После воскресения на сороковой день Иисус Христос вознесся на небеса. Для утешения ученики Христовы вспоминали в молитвах Господа, вспоминали его слова, каждый его поступок и каждый сделанный Им шаг. В дни, когда все собирались на общую молитву, они, припоминая Тайную Вечерю, причащали Телом и Кровью Христовой. Во время каждой трапезы апостолы особое место за столом выделяли для невидимо присутствующего Господа и укладывали на это место хлеб.

Подобно апостолам, первые пастыри церкви установили в праздник Воскресения Христова возлагать в храме хлеб как в видимое подтверждение того, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас истинным хлебом жизни.

На артосе всегда нарисованы крест, на котором вилен только терновый венец, но нет распятого Христа, так как он является знамением победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом также соединяется и древнее церковное сказание о том, что апостолы оставляли за столом часть хлеба на долю Пречистой Матери Господа в напоминание устойчивого общения с Ней и после окончания трапезы благоговейно распределяли эту часть хлеба между собой. Этот обычай стал соблюдаться в монастырях, и он получил Чин о Панагии, что означает воспоминание о Всесвятейшей Марии Матери Господа. Раздробление артоса происходило и в приходских церквях, где хлеб Богоматери разделялся только раз в год.

Артос освящался молитвой, окроплялся святой водой и раздавался в первый день Святой Пасхи на торжественной службе по окончанию заамвонной молитвы. Артос находится на солее напротив Царских Врат на уготованном столе или аналое. После того как артос освятили, аналой с артосом устанавливают на солее пред образом Спасителя, где артос лежит на протяжении всей Святой седмицы. Его хранят в храме на аналое пред иконостасом.

В течение всех дней Светлой седмицы по завершении литургии торжественно совершается крестный ход с артосом вокруг храма. В субботу Светлой седмицы на заамвонной молитве произносится молитва на размельчение артоса, артос раздроблятся и по окончанию литургии во время целования креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос?Кусочки артоса, которые были получены в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное лекарство от всех болезней и немощей. Употребляется он в особых случаях, например в болезни, и непременно со словами «Христос Воскресе!». 

У многих христиан принято в Пасху посещать кладбище, для того чтобы побывать на могилах своих близких. Некоторые люди, несмотря на то что это нe разрешается церковью, продолжают на могилах своих близких распивать алкогольные напитки и устраивают дикий пьяный разгул. Люди очень часто нe знают, когда именно в пасхальные дни необходимо вспоминать близких и родных.

В первый раз поминать умерших принято во вторник на второй седмице после Фомина воскресенья. Это поминовение производится, с одной стороны, из-за воспоминания о том, как Иисус Христос сошел в ад, что происходило в Фомино воскресение, а с другой стороны, из-за разрешения церковного устава поминать усопших именно после Фомина понелельника. Именно в это разрешенное церковью время христиане приходили на могилы родственников с вестью о Христовом Воскресении. Таким образом, сам день поминовения усопших стали называть Радоницей.