;

вторник, 27 декабря 2011 г.

Секрет високосного года


Мало кто из нас знает, почему год, состоящий из 366 дней, называют високосным, но все знают, что такой год якобы ничего хорошего не обещает. Откуда взялось это поверье и насколько оно обоснованно?

С 45 г до н. э. Гай Юлий Цезарь ввел календарь, разработажый александрийским философом и астрономом Соэигеном, основанный на том, что астрономический год имеет продолжительность, примерно равную 365 дням и 6 часам. Разумеется, календарь в честь императора был назван юлианским. Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, за четыре года дававшее целые сутки, в обращение был введен год, состоящий не из 365, а из 366 дней .

Римляне именовали дни не так:, как это делаем мы : скорее это походило на то, как нынче обходятся с минутами и часами, говоря. например. "без пятнадцати восемь" . В римском календаре дни считались по отношению к последующим календам (первому дню месяца) .

 Так, день, который мы теперь именуем 24 февраля, обозначался как ante diem sexttm calendas martii - "шестой день перед мартовскими календами ". Цезарь постановил добавлять к февралю второй шестой (bissextus) день перед мартовскими календами, то есть второй день 24 февраля . Февраль был назначен Цезарем последним месяцем римского года, что проистекает из логики ведения сельскохозяйственных работ в Средиземноморье : февраль завершал зиму - и в марте крестьяне брались за дело. Начиналась новая жизнь, а вместе с ней и новый год. Из Рима дополнительный день февраля bissextus перекочевал в Византию, а оттуда - к нам, превратившись в високосный.

Расхожее представление о том, что високосный год несет напасти, - изобретение сугубо отечественное. Високосный год в России был объявлен народной молвой временем нечистым, при этом пострадал совершенно невинный и глубоко порядочный человек, более того - святой!

Имя пострадавшего - Иоанн Кассиан из Добруджи. Участвовал в битвах с язычниками, а после падения Римской империи постригся в монахи, скитался, был сподвижником Иоанна Златоуста, основал на юге современной Франции несколько монастырей и писал, писал, писал.

Иоанн Кассиан - самый плодовитый из всех светлых сочинителей. Его перу принадлежат 12 книг и 24 "Собеседования" - рассуждения о различных нравственных понятиях христианского учения. Несмотря на заслуги Кассиана, наши предки приписали его злой воле безобразия високосных лет : "Касьян на что ни взглянет - все вянет. Касьян на траву взглянет - трава вянет, на скот - скот дохнет, нa дeрево - дерево сохнет . На народ взглянет - народу тяжело".

На самом деле Иоанну Кассиану просто не повезло, поскольку чествование его пришлось именно на 29 февраля , а этот день в памяти народной еще с языческих времен был связан с чернобогом Кощеем (он же Кащей, он же Костей), известным нам по русским народным сказкам. В язычестве данный значился чем-то вроде сатаны, с той лишь разницей, что его пытались задобрить или, проще говоря, подкупить. Ввиду схожести прозваний и совпадения дня персональных ритуалов Иоанн Кассиан и стал ассоциироваться с Кощеем.

Вот лишь неполный список эпитетов, которым русичи наградили уважаемого литератора : Касьян Завистливый, Касьян Скупой, Касьян Немилостивый, Касьян Злопамятный, Касьян Корыстный, Касьян Остудный, Касьян Грозный, Касьян Тяжелый . Чтобы обезопасить себя от подвохов Касьяна, крестьяне северных губерний 29 февраля разбивали яйцо и обмазывали им руки, в чем видится прямое указание на Кощея, смерть которого, как известно, - на кончике иглы, хранящейся в яйце .