Мало кто из нас знает, почему год, состоящий из 366 дней, называют високосным, но все знают, что такой год якобы ничего хорошего не обещает. Откуда взялось это поверье и насколько оно обоснованно?
С 45 г до н. э. Гай Юлий Цезарь ввел календарь, разработажый александрийским философом и астрономом Соэигеном, основанный на том, что астрономический год имеет продолжительность, примерно равную 365 дням и 6 часам. Разумеется, календарь в честь императора был назван юлианским. Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, за четыре года дававшее целые сутки, в обращение был введен год, состоящий не из 365, а из 366 дней .
Римляне именовали дни не так:, как это делаем мы : скорее это походило на то, как нынче обходятся с минутами и часами, говоря. например. "без пятнадцати восемь" . В римском календаре дни считались по отношению к последующим календам (первому дню месяца) .
Так, день, который мы теперь именуем 24 февраля, обозначался как ante diem sexttm calendas martii - "шестой день перед мартовскими календами ". Цезарь постановил добавлять к февралю второй шестой (bissextus) день перед мартовскими календами, то есть второй день 24 февраля . Февраль был назначен Цезарем последним месяцем римского года, что проистекает из логики ведения сельскохозяйственных работ в Средиземноморье : февраль завершал зиму - и в марте крестьяне брались за дело. Начиналась новая жизнь, а вместе с ней и новый год. Из Рима дополнительный день февраля bissextus перекочевал в Византию, а оттуда - к нам, превратившись в високосный.
Расхожее представление о том, что високосный год несет напасти, - изобретение сугубо отечественное. Високосный год в России был объявлен народной молвой временем нечистым, при этом пострадал совершенно невинный и глубоко порядочный человек, более того - святой!
Имя пострадавшего - Иоанн Кассиан из Добруджи. Участвовал в битвах с язычниками, а после падения Римской империи постригся в монахи, скитался, был сподвижником Иоанна Златоуста, основал на юге современной Франции несколько монастырей и писал, писал, писал.
Иоанн Кассиан - самый плодовитый из всех светлых сочинителей. Его перу принадлежат 12 книг и 24 "Собеседования" - рассуждения о различных нравственных понятиях христианского учения. Несмотря на заслуги Кассиана, наши предки приписали его злой воле безобразия високосных лет : "Касьян на что ни взглянет - все вянет. Касьян на траву взглянет - трава вянет, на скот - скот дохнет, нa дeрево - дерево сохнет . На народ взглянет - народу тяжело".
На самом деле Иоанну Кассиану просто не повезло, поскольку чествование его пришлось именно на 29 февраля , а этот день в памяти народной еще с языческих времен был связан с чернобогом Кощеем (он же Кащей, он же Костей), известным нам по русским народным сказкам. В язычестве данный значился чем-то вроде сатаны, с той лишь разницей, что его пытались задобрить или, проще говоря, подкупить. Ввиду схожести прозваний и совпадения дня персональных ритуалов Иоанн Кассиан и стал ассоциироваться с Кощеем.